Координатор от ЕС: Кис Ван Ойхен
Координатор от РФ: Ирина Арестова
I. Поддерживающие курсы (обязательные) – 15 ECTS
Интегрированный экологический менеджмент
Код курса: C.I.1
Объем курса: 6 зачетных единиц ECTS
Аннотация курса:
Общий курс, включающий различные аспекты интегрированного экологического менеджмента. Курс состоит из трех блоков: (i) Общие понятия и подходы, (ii) Методы экологического менеджмента и (iii) Практический инструментарий. Каждый из этих блоков включает материалы различных областей менеджмента: общую концепцию экологического менеджмента, общую концепцию экологического аудита, менеджмент природных ресурсов, общую концепцию экологического риска. Рассматривается система экологических стандартов, экологический маркетинг и экологическое страхование. Практическую часть дополняет раздел, посвященный менеджменту экологических проектов.
Компьютерные технологии в экологии и природопользовании (включая ГИС в исследованиях окружающей среды)
Код курса: C.I.2
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Цель данного курса заключается в формировании подходов к использованию компьютерных технологий, в особенности ГИС-технологий, в экологии и природопользовании. Студентам предлагается обзор подходов и выработка навыков визуализации пространственных данных и их анализа, знакомство с методами обработки семантических данных, создания тематических карт и т.д. Большое внимание уделяется освоению методов географической привязки растровых изображений, выполнения пространственных операций с векторными слоями, выполнения картометрических операций на электронных картах, построения запросов по семантическим атрибутам, создания персональных баз геоданных, позиционирования объектов по данным спутниковых навигационных систем, интерполяции данных полевых исследований и т.д. Курс направлен на развитие у магистрантов навыков работы в средах стандартных ГИС ArcView 3.2 и ArcGIS.
Урбоэкология (городская экология)
Код курса: C.I.3
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Целью курса является изучение взаимовлияния городов и природной среды, особенности формирования флоры и фауны городов и условий обитания человека в городе, изучение методов оценки экологической опасности городской среды для здоровья человека и состояния окружающей природной среды. В ходе курса рассматриваются отдельные биотические и абиотические компоненты городской среды и их особенности в условиях города: состояние и прогнозирование путей развития урбогеосоциосистемы в целом и взаимное воздействие ее отдельных компонентов, а также влияние городской среды на прилегающие к городу территории, биогеосистемы и здоровье человека. Студенты знакомятся с экологическими проблемами городов, процессами взаимодействия урбанизированной и природной среды, приобретают навыки в определении и разработке мероприятий, направленных на охрану литосферы, атмосферы и биоты от негативного воздействия урбанизации и городской застройки. Теоретическое изучение материала подкрепляется учебными экскурсиями с применением полученных знаний на практике. По окончании курса студенты пишут эссе и готовят презентацию по одной из изученных тем.
Психология взаимодействия с окружающей средой
Код курса: C.I.4
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Основная цель курса – дать магистрантам всестороннее представление о психологических аспектах взаимодействия человека (человеческого сообщества) с окружающей средой, способствовать пониманию закономерностей восприятия окружающей среды (природной, естественной и искусственной, антропогенной), отношений с различными типами сред и поведения в окружающей среде.
Важным аспектом является и приобретение компетенций в понимании психологических аспектов устойчивого развития и продвижении идей устойчивого развития.
Содержание курса последовательно раскрывает и иллюстрирует 15 тем, касающихся проблем взаимодействия человека с окружающей средой. Вводная часть курса посвящена рассмотрению предмета и задач четырех взаимосвязанных психологических областей: психологии взаимодействия с окружающей средой, экопсихологии, экологической психологии, психологии устойчивого развития. В основной части курса дается описание различных типов средовых взаимодействия человека, особое внимание уделяется взаимодействию с природной средой, отношениям к особо-охраняемым природным территориям. Рассматриваются когнитивные, аффективные и конативные компоненты этих взаимодействий. Особое внимание уделяется ценностям как мотивационной основе формирования установок по отношению к окружающей среде, структуре и функциям экологического сознания. В заключении рассматриваются проблемы психологического сопровождения продвижения концепции устойчивого развития на локальном, региональном и глобальном уровнях, примеры реализации Местной Повестки 21 в странах Балтийского региона. Помимо лекций, курс включает в себя занятия с использованием активных методов обучения – дискуссии, case-study, занятия с элементами социально-психологического тренинга, методологии Field-trip и Walk &Talk.
II. Общие курсы по выбору – 6 ECTS
Студент должен выбрать два курса из каждого пакета
Пакет 1. Методы и подходы при решении экологических проблем:
Методы моделирования в экологии и эволюционной биологии
Код курса: C.II.1
Объем курса: 1, 5 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
В начале курса рассматриваются важнейшие принципы, используемые при моделировании биологических процессов, обсуждаются главнейшие закономерности, известные в эволюционной экологии. Основное внимание в лекциях посвящено компьютерному (имитационному) моделированию. На занятиях в качестве примера демонстрируется работа нескольких компьютерных программ, в частности, модель «хищник-жертва» и модель эволюции хордовых. Планируется проведение практических занятий с несколькими имеющимися программами, в течение которых студенты могут самостоятельно менять параметры и наблюдать каким образом это отражается на результатах моделирования. По результатам практических занятий планируется проведение семинара.
Оценка экологических рисков и управление ими
Код курса: C.II.2
Объем курса: 1, 5 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс направлен на ознакомление магистров с общими представлениями о риске. В нем рассматриваются особенности восприятия, оценивания и коммуникации экологических рисков, а также управления ими. Курс включает 6 разделов: введение в проблему оценки риска, особенности принятия рискованных решений, количественное оценивание риска окружающей среде и здоровью человека, коммуникация экологического риска и его восприятие, управление экологическими рисками. Программа нацелена на овладение и умение пользоваться методами качественного и количественного оценивания экологического риска, моделирования и прогнозирования опасных ситуаций для окружающей среды. Коммуникация экологического риска рассматривается как интерактивный процесс, стимулируя обсуждение сопряженных с риском проблем. Большое количество практических занятий позволит студентам научиться производить необходимые расчеты, овладеть приемами анализа всей достоверной информации и сопоставления различных точек зрения в процессе принятия решения.
В ходе курса студенты выполняют практическую работу – исследование, результаты которой представляют на заключительном семинарском занятии.
Экологические основы сохранения памятников культурного наследия
Код курса: C.II.3
Объем курса: 1, 5 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс лекций посвящен междисциплинарному изучению проблемы биоповреждений памятников культурного наследия, а также их сохранению в современном техногенном городском ландшафте. В курсе рассматриваются разнообразные вопросы экологии памятников культуры, среди них: (1) видовое разнообразие микроорганизмов, обитающих на каменных памятниках, (2) механизмы биодеструкции органических и неорганических материалов, (3) биофизические механизмы адаптации основных агентов биоповреждений к труднодоступным субстратам, (4) синдром “больных зданий” на примере некоторых музеев, архивов и библиотек СПб, (5) методы микологического анализа и современные недеструктивные физические методы обнаружения и распознавания биоповреждений памятников, (6) традиционные и новейшие экологически безопасные технологии защиты от биоповреждений. Курс лекций сопровождается экскурсиями в лаборатории защиты и сохранности экспонатов ведущих музеев СПб: Эрмитажа, Русского музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Полевые сборы будут проводиться в пещерах поселка Саблино и в городской среде СПб.
Городская растительность
Код курса: C.II.4
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс нацелен на изучение формирования и динамики растительных сообществ в условиях города. Подробно рассматриваются специфика городских насаждений, проблемы загрязнения окружающей среды и антропогенное влияние на растительность. Студенты осваивают методику оценки экологического состояния зелёных насаждений, знакомятся с особенностями мониторинга и защиты городских растений от патогенных воздействий. Лекционный материал сопровождается семинарами и экскурсиями по городу. В рамках аттестации студенты выполняют самостоятельную работу.
Пакет 2. Биология и экология популяций:
Биология популяций и охрана морских млекопитающих
Код курса: C.II.5
Объем курса: 1, 5 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Исследования популяций морских млекопитающих позволяют обсуждать широкий спектр биологических вопросов и, связанных с ними, вопросов охраны реальных популяций животных. В лекциях и на практических занятиях речь пойдёт об основных факторах, угрожающих популяциям морских млекопитающих: деградация и фрагментация мест обитаний, случайный или направленный отлов, глобальные климатические изменения. Задача курса — показать студентам, (1) каким образом данные факторы угрозы приводят к сокращению численности популяций и потере генетического разнообразия, (2) как параметры жизненных циклов, социальная и пространственная структура связаны с выживанием популяции, (3) какие методики используются для исследования и мониторинга популяций. Также будет обсуждаться проблема конкуренции между человеком и морскими млекопитающими, и принципы создания охраняемых территорий для морских млекопитающих. В заключительной части курса студенты должны будут подготовить планы исследований и охраны конкретных популяций животных.
Прикладные демографические методы в популяционной экологии
Код курса: C.II.6
Объем курса: 1, 5 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс основан на концепции популяции, принятой в прикладных исследованиях, и включает такие темы, как открытые и закрытые популяции, метапопуляции, основное уравнение динамики численности открытой популяции и ряд других. В курсе рассмотрены: методы оценки демографических показателей для природных популяций, оценки численности животных посредством традиционных учетов и методов, основанных на расстоянии от учетчика до объекта. Оценивание демографических показателей для закрытых и открытых популяций с помощью моделей типа «мечение-повторный отлов»; этот и другие методы рассматриваются с позиции охраны природы и управления популяциями.
Практикум по молекулярной экологии
Код курса: C.II.7
Объем курса: 1, 5 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Интенсивный практический курс, знакомящий студентов с основными методиками молекулярно-генетического анализа. Включает лабораторные занятия по освоению лабораторных методов (выделение ДНК, ПЦР, RAPD, RLFP и аллозимы), компьютерных программ анализа популяционно-генетических данных (GENALEX и др.) и методов работы с Интернет-базами нуклеотидных последовательностей генов (NCBI-GenBank, BLAST).
Инвентаризация ключевых биотопов
Код курса: C.II.8
Объем курса: 1, 5 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс нацелен на практическое освоение знаний о роли ключевых биотопов – местообитаний редких и специализированных видов растений и животных, которые особенно уязвимы при рубке лесов. На примере Северо-запада России рассматриваются основные принципы выделения и распознавания биологически ценных лесов (БЦЛ); обсуждаются различия между лесами, где ведется хозяйство, и естественными лесами, и осваиваются методики инвентаризации ключевых местообитаний для целей сертификации лесной продукции. На практических занятиях студенты получают знания о видах, которые используются для оценки БЦЛ, приобретают навыки инвентаризации БЦЛ с применением сведений о типологии и динамике леса, планов лесных насаждений и т.п. Кроме того, студенты осваивают специальные методы, что позволит им в дальнейшем выполнять самостоятельно проекты по сертификации лесной продукции для предприятий промышленности.
III. Исследовательский проект по теме: Устойчивое управление городской средой – 6 ECTS
Координатор проекта: И.А. Шмелева
Куратор проекта: Е. Корзеева
Вводная лекция: Устойчивые города – природоохранные, экономические, социальные и институцональные аспекты развития и управления – И.А. Шмелева
Из списка актуальных проблем устойчивого управления городской средой студент с помощью куратора проекта выбирает проблему, которая представляется ему наиболее интересной. Исследование по выбранной проблеме студент проводит с использованием методического руководства. Результаты исследования обобщаются и в виде презентации представляются на заключительной конференции.
Код курса: С.III
Объем нагрузки: 6 зачетных единиц ECTS