Координатор от ЕС: Вим Адмираал
Координатор от РФ: Николай Максимович
I. Обязательные курсы
А. Базовый уровень: Принципы организации и функционирования водных экосистем – 15 ECTS
Координатор курса: Н.В. Максимович
Код курса: А.I.А.1
Объем курса: 6 зачетных единиц ECTS
Аннотация курса:
В курсе рассматривается разнообразие водных сообществ с акцентом на характеристику сообществ бассейна Балтийского моря и водоемов Северо-Запада России. В методологическом отношении, для изучения сообществ будут применяться как типологический, так и континуалистический подходы. Будут рассмотрены следующие сообщества: нейстон, планктон, нектон и бентос (в составе которого выделяются перифитон и обрастание, мейо- и микробентос), бактериопланктон, сообщества стоячих вод и рек, сообщества криобиотопов, сообщества гидротермальных зон, бактериальные сообщества меромектических басссейнов и т.д. Курс состоит из лекций, семинаров и полевых экскурсий.
Координатор курса: И.А. Стогов
Код курса: A.I.A.2
Объем курса: 6 зачетных единиц ECTS
Аннотация курса:
Настоящий теоретический курс посвящен обсуждению организации водных экосистем. Будут обсуждаться следующие темы: трофическая концепция Линдемана-Винберга, применение трофодинамического подхода для изучения потоков энергии в экосистемах; органические вещества в экосистемах (детрит, растворенное органические вещество и живые организмы); первичная и вторичная продукция и деструкция органического вещества; влияние гидрологических и гидрохимических факторов на биологическую продуктивность водных экосистем; продукция и деструкция органического вещества в водоемах различных типов; классификация водоемов и их зональность, основанная на уровне первичной продукции; трофическая ценность водоемов и ее динамика в процессе лимногенеза; модель Фолленвайдера; биологическое самоочищение вод; динамика биотического баланса водоемов в процессе естественного лимногенеза и при эвтрофикации и антропогенном загрязнении; стабильность, устойчивость и упругость водных экосистем.
Координатор курса: П.П. Стрелков
Код курса: A.I.A.3
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс включает два раздела: экофизиология водных беспозвоночных и рыб и экофизиология водных растений. В первом, зоологическом, разделе затрагиваются вопросы размножения и развития, осморегуляции и ионного баланса, питания и усвоения пищи, температурной физиологии и биоэнергетики, а также физиологии роста. В ботаническом разделе рассматривается влияние условий среды (концентрации кислорода, углекислого газа, сероводорода, органических и неорганических питательных веществ, факторов освещенности, температуры, интенсивности течений и др.) на фотосинтез, питание и транспорт веществ, дыхание и газовый обмен растений. Важная роль в курсе отводится вопросам общей теории адаптации и влиянию водных животных и растений на свою среду обитания.
B. Прикладной уровень: Антропогенное воздействие на водные экосистемы — 9 ECTS
Каждый курс прикладного уровня снабжен практическим приложением (a case study) и ориентирован на формирование практических компетенций
Координатор курса: Д.Л. Лайус
Код курса: A.I.B.1
Объем курса: 6 зачетных единиц ECTS
Аннотация курса:
Данный курс, включающий лекции, семинары и практические занятия, посвящен рассмотрению разнообразия загрязняющих веществ, встречающихся в водных экосистемах, механизмов их влияния на живые системы различных уровней, и оценке рисков, связанных с токсическими эффектами. Большинство загрязнителей имеет антропогенное происхождение и представлено различными типами органических ксенобиотиков, тяжелыми металлами и радиоактивными веществами. Для того, чтобы правильно оценивать роль загрязнителей в экосистемах и иметь возможность прогнозировать их эффект, необходимо хорошо представлять себе механизмы токсического эффекта на живые экосистемы различного уровня, принципы биоаккумуляции и переноса токсинов по трофическим цепям. В курсе также обсуждаются и демонстрируются в условиях лаборатории методы анализа токсических эффектов на живые системы. Кроме этого, будут рассмотрены подходы к оценке рисков, связанных с антропогенными загрязнениями, и вопросы менеджменту экосистем, находящихся под влиянием загрязняющих веществ.
Координатор курса: Н.В. Полякова
Код курса: A.I.B.2
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Целью курса, включающего в себя лекции, семинары и практические занятия, является изучение методической основы проведения мониторинговых и природоохранных мероприятий на морских и континентальных водоемах, и рациональное использование водных объектов. В ходе курса студенты приобретут знания о принципах оценки состояния водных экосистем с учетом как биотических, так и абиотических характеристик, методах моделирования. Это необходимо для достижения наибольшего эффекта мониторинговых и природоохранных работ на водных объектах разного типа. На практических занятиях студенты освоят методы сбора и обработки материала для целей мониторинга.
II. Элективные курсы – 6 ECTS
Студент должен выбрать один курс из каждого пакета
Пакет 1. Основы специализации (Человек и водная среда):
Координатор курса: И.А. Стогов
Код курса: A.II.1
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Целью курса, включающего лекции и семинары, является анализ взаимоотношений между географическими паттернами биоразнообразия в морских и континентальных водоемах и геологическими, экологическими и эволюционными процессами. Курс состоит из следующих частей: история становления биогеографии, викариантная биогеография и ее приложения, островная биогеография, экологическая (ландшафтная) биогеография и ее приложения, широтная и вертикальная зональность водной среды, биогеографическая структура океанического шельфа, батиальная, абиссальная и пелагиальная зоны, биогеография континентальных водоемов, история водной биоты в Кайнозое.
Координатор курса: Д.Л. Лайус
Код курса: A.II.2
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс состоит из лекций, семинаров и музейных экскурсий и посвящен анализу экологических проблем Балтийского моря и обсуждению путей их решения. Большое внимание уделено специфике Балтийского моря как водоема гляциального происхождения, находящегося под сильным влиянием речного стока. В течение длительного времени Балтийское море подвергалось значительному антропогенному прессу в связи с высокой плотностью населения по его берегам. Следующие антропогенные факторы имели наибольшее значение: (i) интенсивное рыболовство, (ii) химическое загрязнение и эвтрофикация (чрезмерное обогащение биогенами, цветение водорослей), (iii) разрушение естественных местообитаний (в частности, в связи с нарушением кислородного режима), (iv) вселение чужеродных видов, (v) глобальные изменения климата. Эти факторы активно взаимодействуют между собой и приводят к не аддитивному эффекту на экосистему. В курсе уделено также внимание региональному аспекту, поскольку для разных регионов Балтики наиболее актуальны различные проблемы.
Координатор курса: Ю.А. Лайус
Код курса: A.II.3
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс, состоящий из лекций и семинаров, посвящен рассмотрению взаимоотношений между человеческой цивилизацией и водной средой. В течение тысячелетий человек изменял водную среду; последствия этих усилий стали наиболее заметными в последние сорок-пятьдесят лет. На это время приходятся значительные изменения в пресноводных и морских водоемах, серьезное истощение в них биологических ресурсов. Понимание причин и следствий этих изменений необходимо для эффективного менеджмента природных ресурсов. Основное внимание в курсе уделено следующим проблемам: исторические паттерны использования ресурсов, в частности возрастание уровня загрязнения и эксплуатации; развитие методологии гидробиологии и промысловой океанографии, которые используются для лучшего понимания и предупреждения неблагоприятных изменений в экосистемах; история восприятия влияния климата на водные экосистемы; развитие аквакультуры и др. В качестве иллюстрации основных тенденций в сравнительном аспекте рассмотрены конкретные примеры из европейской, российской и американской истории.
Координатор курса: Н.В. Максимович
Код курса: A.II.4
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс ориентирован на решение вопросов рациональной эксплуатации биологических ресурсов морских и континентальных водоемов. Среди тем курса центральное место занимают такие вопросы, как рыбные ресурсы Мирового океана и континентальных водоемов, объекты и методы рыболовства и аквакультуры, история, современное состояние и перспективы рыболовства и аквакультуры в морях и континентальных водоемах России. Рассматриваются вопросы биотехнологии культивирования рыб и нерыбных объектов, основы и специфики биотехнологии культивирования рыб, водных беспозвоночных и водорослей. На семинарах обсуждаются вопросы экологической емкости водоемов и экологической безопасности марикультуры. Студенты знакомятся с популяционным, биоценотическим и экономическим уровнями управления аквакультурой.
Пакет 2. Методы и технологии:
Координатор курса: Д.В. Сафронова
Код курса: A.II.5
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
В рамках лекций и семинаров данного курса рассматриваются следующие темы: история развития системы водоснабжения; различные технологии очистки питьевой воды; методы, применяемые для оценки и улучшения качества питьевой воды; основные характеристики качества воды; водохозяйственные системы различных городов и промышленных центров. Основное внимание уделено водному хозяйству Санкт-Петербурга. В курс включены экскурсии в Музей Воды и на территорию водозаборных станций ГУП “Водоканал Санкт-Петербург”.
Координатор курса: Д.А. Самуленков
Код курса: A.II.6
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
В курсе дано описание современных методов муниципальной и индустриальной очистки сточных вод. Рассматриваются как различные стадии сепарации отходов, принципы и механизмы функционирования очистных сооружений, так и общие экологические подходы к очистке сточных вод (специальная организация водно-болотных угодий и др.). Специальное внимание уделено микробиологическим процессам в активном иле. В рамках курса организованы экскурсии на очистные сооружения Северо-Западного региона и занятия с экспертами в области организации и управления очистки сточных вод.
Координатор курса: К.В. Квитко
Код курса: A.II.7
Объем курса: 3 зачетные единицы ECTS
Аннотация курса:
Курс посвящен обсуждению структуры природных популяций микроорганизмов в отношении их способности разрушать ксенобиотики. В теоретическую часть курса включены следующие вопросы: (i) микробиологические процессы в ходе биоремедиации, в частности, анаэробное восстановительное разрушение и аэробное окислительное разрушение. Это обеспечит профессиональное понимание исследований, анализа и осуществления биоремедиации загрязненных вод; (ii) анализ условий среды в момент проведения процедур мониторинга: достижимые уровни снижения концентраций загрязнителей, сопоставление их с применяемыми стандартами, альтернативные методы обработок, оценка длительности и стоимости очистки. В ходе практических занятий по курсу слушатели освоят методы количественной оценки загрязнения водопроводной воды и основных водных источников Санкт-Петербурга, также осуществят исследование токсических эффектов таких вод на лабораторных модельных объектах (Daphnia magna, Paramecium bursaria, Chlorella spp. Wolfia sp.). Результаты практических занятий будут представлены на мини-конференции.
III. Исследовательский проект по теме: Устойчивое управление прибрежной зоной – 6 ECTS
Координатор проекта: Р.Р. Михайленко
Куратор проекта: Е. Чернова
Вводная лекция: Российское и международное законодательство, регламентирующее устойчивое управление прибрежными зонами (HELCOM, WFD, Natura 2000) – Р.Р. Михайленко.
Из списка актуальных проблем устойчивого управления прибрежной зоной студент с помощью куратора проекта выбирает проблему, которая представляется ему наиболее интересной. Исследование по выбранной проблеме студент проводит с использованием методического руководства. Результаты исследования обобщаются и в виде презентации представляются на заключительной конференции.
Код курса: A.III
Объем нагрузки: 6 зачетных единиц ECTS
IV. Научно-исследовательская практика – 6 ECTS
Цель научно-исследовательской практики – сбор материала для научно-исследовательской работы по теме магистерской диссертации. Руководитель специализации определяет характер проведения практики и научное руководство.